…я того, чтобы обидеть кого-то. К сожалению, сам такой. Некоторые скажут: «Легко заметить болезнь, да трудно вылечить». Где выход? А он, наверное, только одни – найти учителей среди исконных, потомственных иконописцев. А такие есть. В основном среди старообрядцев, но не только. Я видел их работы. Не буду говорить о технической стороне (у каждого свои способности), а достоверность, подлинность есть. А это, думается, самое главное. Конечно, решать религиозные вопросы не мое дело. Кто я такой? Но, думается, и в духовном это главное, Подлинность, истина от Бога. Чуть не забыл упомянуть о тех, кто сознавал бесплодность и несерьезность стилизаций, кто пытался найти или создать современный стиль. Смешивал иконопись с реализмом в различных соотношениях или же к реализму подбавлял иконописность. И всё получалось уродливо и нехорошо. Это походило на «поиски того, что не потеряли». Ведь современный стиль есть, существует. Иконописный стиль конца XIX – начала XX века. Он бытовал в основном среди старообрядцев. Ну и что с того. Тем более что с 1971 года современная Церковь отказалась от былых обвинений старообрядчества. А несколько десятков лет иконописного перерыва из-за гонений можно забыть. Что они значат по сравнению с веками иконописания. Впрочем, так думаю я, а «я», как известно, последняя буква алфавита.

После нескольких отступлений вспомним, что мы начали последовательно рассматривать Священную Историю. При этом кратко касались соответствующих иконописных изображений. Итак, продолжим.

После грехопадения прародителей наших, Бог указал Адаму и Еве, что родится Спаситель мира. И этой надеждой жило падшее человечество. Пророки же предсказывали, что событие это близится. И вот, во время всеобщего ожидания Спасителя, в небольшом городке Назарете жил благочестивый старец Иоаким и жена его Анна. Они были дальние потомки царя Давида. Будучи бездетными, они слезно молили Господа послать им чадо в старости. И дали обет (пообещали), если родится ребенок, посвятить его Богу. Вскоре Господь послал им дочь, которой нарекли имя Мария, что значит «Госпожа», «Надежда». Ей предстояло стать Богородицей.

На иконе Рождества Пресвятой Богородицы мы видим отдыхающую после родов святую Анну, прислужниц: одних с опахалами, других с пищей и питьем, подносимым роженице для подкрепления сил, видим святого Иоакима, с беспокойством заглядывающего в окно. Так же изображены служанки, обмывающие младенца и качающие его в колыбели. Как правило, икона описывает изображаемое в развернутом виде, часто можно видеть и предшествующие и последующие ему события. Так на иконе Рождества Богородицы новорожденная изображена и обмываемой, и лежащей в колыбели. Начиная с XVII века, встречаются образы, намного подробней представляющие это событие. На них «повествование» охватывает довольно значительные отрезки времени. Так, например, на усложненных иконах Рождества Богородицы можно видеть и моление святых Иоакима и Анны о даровании ребенка, их радость по случаю зачатия и даже сцены воспитания младенца. Для понимания подобных изображений не обойтись без хорошего знания описываемого события, а для этого нужно прочесть Евангелие[25].

Необходимо вкратце упомянуть об иконной перспективе, то есть способе создания некоторой глубины пространства изображаемого.

Всякое отображение объемного мира на плоскости листа, доски или холста бывает условным. Впечатление глубины изображения создается с помощью перспективы. Перспективы бывают линейными, криволинейными, воздушными и другими. Иконную перспективу многие называют «обратной», то есть противоположной «прямой» (иначе говоря – направленной в противоположную, обратную сторону). При «прямой» перспективе создается видимость пространства, уходящего вглубь картины, при этом близкорасположенные предметы изображаются крупными, а уходящие вдаль – более мелкими. Иконное же пространство создается иным способом. Напомним, что икона не передает случайное, мимолетное состояние изображаемого и не подражает лишь внешнему облику, нет, она призвана отображать глубинную духовную сущность личности или явления. Иконопись представляет не столько объекты, а их «идеи». Или точнее, она отбрасывает всё суетное, случайное и оставляет лишь глубинное, Божеское (Образ Божий в человеке). И мир иконный – он наш и, одновременно, не наш, то есть он присутствует в нас. Он среди нас, но скрыт, замутнен грехом, и предстает лишь духовному взору праведника. И в мире этом свои законы, свои ценности. И основной его силой – формообразующей и движущей является Божественная энергия. Она освящает (и освещает) этот мир, пронизывает и движет его духом созидания и любви. На иконе фон передает эту Божественную энергию, Божественный свет, свет истины. Надо твердо уяснить, что фон иконы – это не небо в нашем понимании, не свет солнечный, а свет Небесного Царствия, свет Солнца Истины, Бога. Поняв это, легче уяснить направленность иконы наружу, на молящегося, проще постигнуть выходящую «обратную» перспективу. Господь изливает на нас Свою мудрость, дает созерцать Божественные истины, а не гордый человек проникает в них, вторгается силой своего разума. И, посему, объем на иконах, как и всё остальное, создается выходящей Божественной энергией, Божественным светом, логосом[26]. Да и весь мир был создан так. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна 1:1-5).

Итак, всё в иконе подчинено движению Божественной энергии наружу. В том числе и формообразование (по-современному – перспектива). Мы уже говорили, что иконопись призвана передавать истинный, подлинный лик предметов и явлений. А истина, в отличие ото лжи, единственна и незыблема. Незыблема, потому и изображения на иконах неподвижны, устойчивы. Иконопись – не натурализм, поэтому размеры изображаемого зависят от его значимости. Например, здания, горы, реки несообразно малы по сравнению с человеком. Это скорее не сами объекты, а их «идеи». Потому они и изображаются своеобразно. Например, здания, то есть, что выше человека, предстают взгляду, направленному, как бы снизу-вверх[27]. Крыши домов нависают над нами. Люди или объекты, соразмерные зрителю, переданы прямым взглядом. Предметы, расположенные внизу, представлены взглядом, направленным сверху-вниз. Например, седалища, подножия. Хотя и в любой другой перспективе, близкорасположенные предметы плохо передаются из-за невозможности охватить их одним взглядом. При каждом повороте головы, при каждом новом взгляде, предстает своя картина окружающего, и, пытаясь эти картины совместить, испытываешь значительные затруднения. В иконе же изображены лишь близкорасположенные объекты, ибо в ней нет второго плана и, поневоле, приходится совмещать множественность взглядов. Возможно, такой прием имеет и религиозный смысл, ибо изображаются не столько объекты, а их сущности, их «идеи». И естественно, высокие предметы представлены нависающими над зрителем, мы, как бы смотрим на них снизу. А низкие изображены лежащими у наших ног, они предстают, как бы взгляду сверху.

Говоря о перспективе, кажется, не сделали вывода, не подытожили всего сказанного. Итак, в иконе может присутствовать лишь одно движение – выходящее на зрителя, ибо так на молящегося изливается Божественная мудрость, Благодать Божия. И плоскость иконной доски для верующего – непроницаемая преграда. Ибо он молитвенно просит просвещения Божественным Светом, а не пытается кощунственно вторгнуться в премудрость Божию. Поэтому и перспектива не может быть «прямой», а только «обратной», то есть выходящей.

На этом закончим о перспективе. Надеюсь, вы снисходительно отнесетесь к столь продолжительному, и, может быть, малопонятному объяснению. Важность этого вопроса огромна, недаром на эту тему написано несколько обширных исследований.

Итак, продолжим рассматривать иконы. Изображения на них довольно условны. К примеру, если действие разворачивается на фоне здания, то это часто означает, что оно происходит внутри него. Икона нередко описывает разновременные события, и тогда, предшествующие явления располагаются выше, а последующие ниже. Нередко на священных изображениях мы видим красную ткань, перекинутую между крышами домов. Это так называемый «велум», полотнище, защищающее двор от палящих лучей солнца. Интересно, что обычай так создавать тень до сих пор сохраняется у евреев из сельских мест юга нашей страны.

Не без труда продвигаясь в нашем исследовании, с сожалением замечаем постоянные отступления от избранного пути следования Священной Истории. Напомню вам, что мы остановились пред величайшим событием явления Спасителя в мир. Значение его столь огромно, что нынешнее летоисчисление берет начало от Рождества Христова.

В те времена от римского императора Августа вышло повеление о переписи населения. У иудеев перепись проходила по коленам (родам). Поэтому старец Иосиф и Пречистая Дева Мария, подчиняясь императорскому указу, пошли из Назарета в город колена Иудина – Вифлеем. Пришли в город, а там всё занято, переночевать негде. Пришлось искать ночлега в небольшой пещере, куда в дурную погоду прятались пастухи. Тихая благословенная ночь опустилась над Вифлеемом. Недалеко от пещеры тихо беседуют пастухи. «Смотри, звезда, какая редкостная явилась», - сказал один. Все, подняв голову, стали смотреть на небо. Вдруг сверху понеслось тихое пение: «Слава в вышних Богу, на земле мир. В человецех благоволение». Явился яркий свет, и осиянный светом небесный вестник сказал пастухам: «Великую радость вам возвещаю. Ныне в граде Давыдовом родился Спаситель мира Христос. И вот вам «знак, в яслях вы найдете Младенца». Пастухи побежали к пещере и там, в убогих яслях, увидели Божественного Младенца, Владыку мира. Какие-то всадники медленно приближались к пещере, со стороны города. То усталые путешественники-волхвы (восточные мудрецы-звездочеты) несли дары свои: золото, ладан и смирну чудесному Младенцу. Звезда, указывавшая им путь, радостно сияла своими лучами над пещерой. (Лука 2. 1-20).

Кроме описанного, на иконе Рождества Христова мы видим задумавшегося святого старца Иосифа, женщин, обмывающих Младенца. Возле одной из них на некоторых образах подписывают «баба Соломия». Это дочь Иосифа Обручника, будущая мать Иоанна Богослова. На иконе так же изображен лукавый дух в образе старца, а на некоторых образах и юноша, искушающий прислужниц и Иосифа, пытающийся посеять в них сомнение относительно родившегося Младенца. На иконе изображена рождественская звезда, сияющая над пещерой. Следует отметить, что на православных иконах и в росписи храмов изображается восьмиконечная звезда, хотя в этом вопросе сейчас нет ясности. Можно увидеть и пяти, и шести, и симиконечные звезды. Надо твердо уяснить, что подобных изображений в Христианской Церкви быть не должно.

С вашего позволения продолжим рассмотрение формообразования на иконах. Объем. Как он передается на плоскости картины, иконы? Освещение, светотень – вот, что выявляет форму, создает видимость объема. Выступающие части изображаемого, художник высветлят, а уходящие вглубь – притемняет. Так создается ощущение объемности. На картинах, для лучшей передачи глубины, как правило, используется боковое освещение. Но природа иконного света иная. И направление его единственно – изнутри-наружу. Солнечный свет лишь освещает объекты, отражаясь от них. Иконный же, Божественный свет-логос пронизывает и животворит всё существующее. И сообразно с выходящим направлением света на иконах выполняются высветления и притенения. Надо сказать, что линейный характер прописки теней и светлых мест, как нельзя лучше подходит иконописи. Ибо в отличие от живописи, где формы «текучи», свободно переходят одна в другую, графичные иконные изображения удивительно устойчивы, незыблемы. Незыблемы, как Божественная истина. Особо скажем о тенях. Глубоких притенений в иконах не может быть по нескольким причинам. Священные изображения являют нам чистый, незамутненный грехом Мир Божий. Какие ж тут тени или мрак? И с чисто практической точки зрения это оправдано, ибо при прямом освещении объектов (фронтальном)[28] нет резких теней. Да и в образах Бога, ангелов и святых не может быть грязи и темноты, их лики излучают святость. Мы упоминали, что иконопись рассматривают, как Богословие в красках. А Спаситель сказал: «Я свет миру» (Иоанн 8: 12; 9:5). В старину в католической церкви известны случаи преследования художников, применявших резкие тени на картинах из Священной Истории.

Итак, подведем итог сказанному. Свет в иконах идет изнутри. И поэтому высветление и притенение строятся сообразно с таким направлением освещения.

С вашего позволения продолжим рассматривать Священную Историю.

Праздник Сретения Господня празднуется в память встречи младенца Христа в иерусалимском храме с благочестивым старцем Симеоном, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти доколе не увидит Христа Господня» (Евангелие от Луки 2, 26).

Это святое завещание Симеону от Бога было в III веке до Рождества Христова, при египетском царе Птолемее II, когда праведный Симеон в числе семидесяти двух толковников переводил на греческий язык книгу святого пророка Исаии и усомнился в словах: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7,14) – что значит «с нами Бог».

По обычаю Закона (Луки 2, 22-24), в сороковой день после рождения Младенец Христос был принесен в храм Своей Пречистою Матерью и Ее обручником праведным старцем Иосифом. (На иконе святой Иосиф держит в руках клетку с голубями, ибо в ветхозаветной церкви совершались жертвоприношения.) В это время находился в храме и благочестивый старец Симеон. Он был утружден старостью (жил 360 лет), но будучи движим Духом Святым, с великой радостью поспешил навстречу Младенцу, ибо узнал в Нем предсказанного пророком Мессию, Сына Божия. Симеон принял в свои объятия Христа Младенца (почему и называется Богоприимцем) и, исповедаясь пред Ним, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицем всех народов». После этой встречи (по-славянски – сретения) старец Симеон преставился от жития сего в жизнь вечную. 84-летняя старица Анна тоже была в храме и, по внушению Духа Святого, начала прославлять Божественного Младенца и говорить всем, что Он и есть ожидаемый Спаситель мира. (Лука 2. 22-39).

Какие-либо объяснения к иконе Сретения Господня, думаю, не требуются. Итак всё ясно из приведенного описания этого события.

Рассматривая Священные изображения, мы будем вынуждены, для краткости, иногда опускать описание событий, ограничимся лишь объяснением малопонятных мест.

На иконе Крещения Господня (иначе Богоявления) мы видим Иоанна Крестителя, совершающего крещение Спасителя в водах Иордана, ангелов, незримо присутствующих при этом событии. Так же написан Дух Святой в виде голубя, нисходящий на Христа. Изображенный вверху голубой с синим полукруг, называют «славой». (Переходящие от салатового к голубому и синему кольца, трактуются, как разверзшиеся небеса.) В водах Иордана мы видим рыб и необычных существ. Там же изображен старец, льющий воду из кувшина. Это символический образ Иордана, повернувшего течение во время крещения Господня. Богоявлением сей праздник называют по случаю явления Святой Троицы: Крещаемого Бога-Сына, Святого Духа в голубином образе и Бога-Отца, рекшего с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Лука 3. 21-22).

На образе Преображения Господня мы видим преобразившегося (изменившегося) Христа: лицо его сияло, как солнце, а одежда была бела, как снег. Изображены предстоящие Христу пророки Моисей и Илия, беседующие с Господом о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. В руках пророк Моисей держит скрижали[29] Завета. На них, по числу Заповедей Господних, надписывают цифры от единицы до десяти. На старинных иконах цифры славянские. На более поздних числа римские. На образе так же изображены ученики Христовы: Петр, Иаков и Иоанн, павшие в страхе на землю.

Событие Преображения Господня – свидетельство Божественности Христа. Господь показал ближайшим ученикам славу Свою, сколько они могли вместить, чтобы видя Его пригвожденным ко кресту, не соблазнились о Нем, а утвердились и уверились в Его воскресении.

Образ Воскрешения Лазаря не требует особых разъяснений. Думаю, всё станет ясно из краткого описания этого события.

В Вифании жили сестры Марфа и Мария. И был у них брат, именем Лазарь. Перед праздником Пасхи он сильно заболел и умер. Когда Христос подошел к Вифании, Лазарь уже четыре дня лежал в гробу. И пошли все к месту погребения. И говорит Христос: «Отнимите камень от гроба». А Марфа Ему в ответ: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как во гробе». Камень отвалили. И воззвал Господь громким голосом: «Лазарь! Гряди вон». И вышел умерший из гроба, обвитый погребальными пеленами. Многие же, увидев это чудо, уверовали во Христа. (Иоанн 11. 17-57).

На иконе мы видим Спасителя, апостолов, стоящих за Его спиной, Марию и Марфу, припавших к ногам Господа, воскресшего Лазаря и толпу иудеев. Среди них, один юноша отваливает камень, а другой, заткнув нос, ибо смердило, разматывает пелены с воскресшего. Между гор виднеются постройки Вифании.

Праздник Входа Господня в Иерусалим или иначе Цветоносия на Руси именуют Вербным Воскресением. Ибо в это время года здесь нет иных цветущих или зеленых побегов кроме вербы.

Во исполнение пророчества – «Ликуй от радости, дщерь[30] Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9, 9) – Христос за шесть дней до крестных страданий совершал торжественный вход в Иерусалим, сидя на осленке. Когда Он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, вопрошая: кто Это? Народ же говорил: «Это Пророк из Назарета Галилейского». Тогда многие постилали Ему одежды свои по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по пути. Народ торжественно восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давыдову! (Потомку Давидову) Благословен Грядущий в имя Господне! Осанна в вышних!» (Матфей 21, 4-16)

Итак, перед нами Образ Входа Господня в Иерусалим. Следует заметить, что Спаситель часто изображается со свитком в руке, символизирующим Его учение, раскрывающее внутренний смысл ветхозаветного закона, возвышающее и восполняющее его новыми заповедями. Как пишет святой Иоанн Златоуст, «ветхозаветное… так отстоит от новозаветного, как земля от неба».

Интересно, что на праздничных иконах, ученики Христовы – апостолы часто изображаются без нимбов. Некоторые священники в личных беседах истолковывают это следующим образом: «Апостолы окончательно просветились после сошествия на них Святого Духа, а оно произошло по завершении земной жизни Христа». Но объяснение это малоубедительно. Ибо на некоторых праздничных иконах апостолы с нимбами, на других – без нимбов. Более того, на образах одного и того же Священного события, одни иконописцы изображали нимбы, а другие нет. Так же и на иконе Успения Пресвятой Богородицы, апостолы часто без нимбов. А Успение произошло намного позднее Сошествия Святого Духа… Возможно, нимбы отсутствуют по композиционным соображениям. Ведь на праздничных иконах апостолы, как правило, изображены плотной группой, и нимбы одних учеников Христовых загораживали бы лики других… Причина, в чем она кроется? Не знаю. Вот и широкое поле деятельности открывается пред любомудрым читателем. В иконах много не ясных мест, есть, где приложить силы исследователю. Дерзайте, уважаемые, но прошу, не становитесь слишком скоро «специалистами». Чем больше узнаешь, тем ясней понимаешь свое ничтожество.

Позвольте, в продолжение сказанного, поведать вам беседу с одним художником-иконописцем.

«То, что пишут в иконописном производстве Патриархии – не иконы», - сказал он мне много лет назад.

Я возразил:

- Но всё-таки стараются следовать старинным образцам, соблюдают древнюю технологию.

- Этого не достаточно. Иконопись начинается не с технологии и не с подражания. И уж во всяком случае, не ограничивается ими. Начинается она верой, пишется верой, верой и заканчивается. Остальное же приложится, вернее, Бог даст по вере и по старанию. В противном случае – всё ложь и обман.

Я не вполне понимал сказанного, и он предложил пример:

- Не понимаешь? Ну что ж. Ты пишешь для Церкви не первый год. Вспомни свои прежние работы. Как их оцениваешь сейчас? Не важно? То есть понимаешь, что так писать не следовало. Выходит, понимание приходит с опытом, с годами. И, чем больше будешь писать, тем больше понимать. И перед концом жизни, может статься, поймешь, что всё сделанное, абсолютно всё – лишь ложь и обман простодушных прихожан. И самообман, что страшнее всего…

Интересная беседа, не правда ли? Поучительная.

Но вернемся к образу Входа Господня в Иерусалим. Примечательно, что на иконе изображены живые детские сценки. Отроки играют, лазают по деревьям, вынимают друг у друга занозы… На образе мы видим город Иерусалим, а в его центре храм, над кровлей которого изображен крест, вероятно, символизирующий окончание Ветхого Завета и наступление Нового.

Кратко изложим события Тайной вечери[31]. В четверг перед пасхой, по закону Моисееву, иудеи готовились вкушать особым образом приготовленного, без перелома костей, агнца[32] и опресноки (пресный, незаквашенный хлеб). Апостолы приготовили Господу комнату и вечером собрались в ней. Тогда взял Христос умывальник и начал умывать всем ученикам ноги и отирать их полотенцем. Показывая этим высоту Своего смирения. Затем, за столом Христос скорбно произнес: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня». Услышав это, ученики ужаснулись. Христос сказал Иуде Искариотскому: «Что делаешь, делай скорее». Иуда тотчас вышел, а апостолы подумали, что он пошел за покупками. Тогда Господь взял хлеб, благословил и, преломив, подал ученикам: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и подал им со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов» (Матфея 26, 26-28). Апостолы под видом хлеба и вина причастились тела и крови Христовой. Так было установлено величайшее таинство, в котором Хлеб Небесный – причастие – соединяет человека с Богом, делает людей причастниками Божества Христова.

Итак, перед нами образ Тайной вечери. Она была тайной, ибо вожди иудейские искали случая схватить Христа. Поэтому на иконе изображены занавешенные окна. Иуда Искариотский обычно пишется с кошельком со злополучными тридцатью серебренниками. В то время это была стоимость обыкновенного раба. На древних иконах Иуда изображен безбородым юношей, а на более поздних (начиная с XVII века), не редко, мы видим его бородатым. Вероятно, это подражание католическим картинам, наводнившим тогда Россию.

И вот, наконец, перед нами образ страшного и великого события, поистине судьбоносного в истории человечества: образ искупительной смерти Христа, Распятие Господне. Сколь ужасен и омерзителен грех, что для его искупления потребовалась такая драгоценная жертва, как Святая Кровь нашего Господа! Крестные страдания Христа были бесконечно мучительны. Создатель поругался своим созданием, Бесконечно любящий проклинался, Безгрешный нес на Себе грехи всего мира, Бессмертный – умирал. Никто никогда не испытывал подобных мук. Ни на земле, ни в потустороннем мире. Истинный агнец Божий приносил Себя в искупительную жертву.

Крестная казнь отличалась изощренной жестокостью. Извращенный ум предусмотрел всё, чтобы усилить муки. Не редко осужденные умирали по нескольку дней. Мышцы деревенели, дыхание затруднялось. Под тяжестью провисавшего тела, разрывались язвы на руках и ногах. На иконе у Креста, мы видим перекрестие, подставку для ног. Она усиливала страдания, ибо позволяла менять положение тела.

Какие ужасные плоды может приносить человеческий разум. Вот куда завело людей желание на свой «лад» отделять добро от зла. До противоестественного, до лишенного здравого смысла желания причинить себе подобному большие мучения.

Страшна была крестная смерть. Ангелы трепетали у Креста Господня, на иконе мы видим их с прикрытыми от ужаса ликами. В тот страшный час Кресту предстояли Матерь Божия, Мария Магдалина, любимый ученик Христов – Иоанн Богослов и римский сотник (предводитель сотни воинов) Логин (Логгин, Лонгин). Потрясенный страшными знамениями: солнечным затмением, землетрясением, он уверовал, что Распятый был истинный Христос-Спаситель. Сотник воскликнул: «Воистину, то был Сын Божий!»

На некоторых иконах Распятия Господня имя сотника подписано Корнилий. Объяснить этого не берусь. Во всех церковных календарях и житиях святых 16 октября по старому стилю или 29 по-новому отмечается память святого мученика Логина сотника, бывшего при Кресте Господни. И на большинстве икон подписано имя Логин или его разновидности: Логгин и Лонгин.

Как пишут евангелисты, во время распятия, земля затряслась, и гора Голгофа расселась (то есть треснула) надвое. На иконе мы видим в расщелине человеческий череп. По преданию здесь был похоронен первый человек – праотец Адам, то его мертвая голова.

Вот Она – Божественная Премудрость. Кто постигнет Ее? Совершенный Бог и Совершенный Человек, Богочеловек принес искупительную жертву на костях ветхого Адама. Истинный Агнец Божий омыл Своей Пречистой кровью всю греховную скверну, всю без остатка, до прародителева преступления. Адамом все люди согрешили, Христом же очистились, Адамом отверглись Бога, Христом воссоединились. Христом-Богом и Человеком обожилось падшее человечество. Как с Адамом все умерли, так со Христом воскреснем.

Как известно, распятие совершилось на возвышенности, находившейся за городскими стенами Иерусалима (мы видим их на иконе). Называлась возвышенность Лобным местом или Голгофой, что по-еврейски означает лоб, череп.

Голгофский Крест является как бы стержнем всемирной истории. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Крест – надежда христиан, Крест – восстание мертвых… Крест – радость иереев, Крест – основание Церкви, Крест – безопасность вселенной». Святой Крест есть знамя победы Христа, орудие нашего спасения, великая христианская святыня.

Поэтому нам следует рассмотреть различные виды изображения Креста. Они бывают восьми, сими, шести и четырехконечными. На старинных православных иконах Распятия Господня встречается восьми и семиконечный Голгофский Крест. Что представляют собой перекладины, откуда они появились? Простое перекрестие, четырехконечный крест в объяснении не нуждается. Здесь всё ясно, это орудие крестной казни. Нижняя же косая перекладина, как уже говорилось – подставка для ног. Верхняя перекладина – это… А, впрочем, прочтите, пожалуйста, краткий отрывок из старообрядческого календаря. И с объяснением ознакомитесь, и кругозор расширите.

«Никогда не было большего торжества зла и неправды, чем в эти минуты… Пречистые руки Спасителя, которые исцеляли больных, воздвигали мертвых, теперь были растянуты вдоль перекладин Креста. Послышался стук молота, забивающего железные гвозди в руки и ноги Спасителя. Тело Исуса[33] неподвижно застыло на Кресте, Крест обагрился Святой Кровью Исуса Христа. О времени распятия Господа евангелист Марк сообщает: «Был третий час, и распяли Его» (Марк. 15, 25). По современному исчислению это девять часов утра. Пилат приказал прибить на Кресте Христа дощечку с надписью: «Сей есть Исус, Царь Иудейский» (Матф. 27, 37). Надпись была сделана на трех языках: греческом, римском и еврейском. «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: «Что я написал, то написал» (Иоанн. 19, 21-22). Этим Пилат отомстил иудеям за то, что они вынудили его вынести смертный приговор Невиновному» (Древлеправославный календарь на 1990 год», Новозыбковская иерархия). Итак, верхняя маленькая перекладина и есть дощечка, прибитая по приказу Пилата. В древности на иконах Распятия Господня на этой перекладине подписывали «Царь Славы». А с XVII века, подражая католическим изображениям, стали сокращенно подписывать: «Иисус Назаренин[34] Царь Иудейский». В сокращенном виде эта надпись выглядела следующим образом: IНЦI. Пилат приказал сделать надпись на трех языках, поэтому в католической церкви эти языки (латынь, греческий и еврейский) признаются священными, на них совершается богослужение. И на католических изображениях мы видим эту надпись на латыни. Православные же в России подписывают по-славянски. Примечательно, что некоторые направления старообрядцев-беспоповцев до сих пор отвергают надпись IНЦI, а по-прежнему пишут «Царь Славы», протестуя не по-существу вопроса, а отрицая католические заимствования. Не желают ни в чем изменить святой старине.

Итак, на древних иконах мы видим восьми и семиконечный Голгофский Крест. Разница между ними заключается в том, где помещается дощечка с надписью. Или на самом верху, в виде буквы «Т», тогда получается семиконечный Крест. Либо немного отступив от края, образуя перекрестие, тогда Крест имеет восемь концов. На старинных католических изображениях наряду с такими же можно увидеть и Т-образный крест, собственно и не крест, а столб с перекладиной в форме буквы «Т». Например, так писал Тертуллиан: «Греческая буква тау, а наше латинское «Т» есть образ креста». В дальнейшем в католической церкви утвердился четырехконечный крест, как на Руси говорили: «Латынский крыж» (крыж – по-польски крест). В православной же церкви на Руси некоторое время почитался лишь восьмиконечный крест. А со времени преобразователя патриарха Никона стали поклоняться и семиконечному кресту. Его иногда так и называют: «Никоновский крест». Такие кресты мы видим над церковью Двенадцати апостолов в Московском Кремле, ведь храм и построен по распоряжению этого, во многом противоречивого церковного деятеля. В дальнейшем патриарх Никон утвердил почитание и шестиконечного (то есть без верхней перекладины с надписью), и четырехконечного крестов. И с того времени на православных иконах можно видеть Голгофский Крест с четырьмя концами, впрочем, довольно редко, ибо и сейчас православные, в основе своей, почитают лишь восьмиконечный крест. Следует упомянуть из какой древесины был сделан крест. В старинных книгах говорится, что он был трисоставен, то есть, изготовлен из трех пород дерева: из кедра, кипариса и певга[35]. Любопытно, что некоторые старообрядцы-беспоповцы утверждают, что крест был из вишни.

Да, еще упомяну о следующем: так называемый «мальтийский крест» не имеет никакого отношения к Христианству, это чуждый символ.

И в очередной раз (уже какой по-счету?), извинившись за отступление, продолжу описание Священной Истории.

Погребение Христа с честью совершили два Его тайных (из страха от иудеев) ученика Иосиф из Аримафеи и Никодим, оба знаменитые члены синедриона. Они обвили Тело Спасителя пеленами (полотном), помазали благовониями, как обыкновенно погребали иудеи и положили в высеченный в скале склеп, привалив большой камень у входа. На другой день собрались первосвященники иудейские к Пилату и сказали: «Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых». Пилат ответил им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» (Матфея 27. 64-65). Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать…

Когда тело Христа лежало во гробе, Он душою Своею сходил в ад, возвестил там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верой ожидавших Его пришествия.

Пришла суббота и в ночь совершилось великое чудо. С неба сошел Ангел Господень, сияющий как солнце. Он отвалил камень от гро

Конструктор сайтов - uCoz